Научный руководитель. Кто он?


Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель – опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Однако научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.

Итак, научный руководитель – это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук.

Научных руководителя может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям, как сейчас модно. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Научные руководители утверждаются Ученым Советом ВУЗа в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

Существуют два типа научных руководителей. Первый тип наиболее удобен для аспиранта–такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д. Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но при этом от него требуется и меньше творчества. В результате такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми-они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Лучше, конечно, если Ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

***

Учеными не рождаются. Ими становятся. Путем постижения знаний и навыков, накопленным человечеством на протяжении веков и тысячелетий. Успех работы в науке зависит от массы факторов. От базовой подготовки коллектива, в котором предстоит работать юношам и девушкам, от темы научного исследования и многого другого. В значительной степени успех определяется и тем, кто руководит первыми шагами молодого ученого – академик или простой кандидат наук, проректор института или старший научный сотрудник. Успех также зависит от индивидуальных, гендерных и других характеристик научных руководителей.

Ответы участников Международной научной конференции молодых ученых «Молодежь в науке – 2005» на вопрос «Если бы у вас был выбор научного руководителя, кого бы вы предпочли: мужчину или женщину?»

показали, следующее. Для более половины респондентов – 53% это «безразлично», главное– заинтересованность в результатах исследования! В ходе опроса участникам форума предлагалось указать, на какие цели они ориентируются в своей научной деятельности. Поступили следующие ответы: заработная плата, продвижение собственных исследовательских тем, генерирование новых идей, ответственное выполнение служебных обязанностей.

Социологическое исследование было подготовлено и проведено учеными института социологии НАН Беларуси при активной поддержке совета молодых ученых НАН Беларуси 14–17 ноября 2005 года.